Практика работы почти любого учителя показывает, что состав учащихся обычного класса обычной общеобразовательной школы очень неоднородный. И это нормально. Мы все люди и все мы разные. С разным развитием, восприятием, памятью, мышлением и т.д. Есть ученики, которые схватывают учебный материал очень легко, буквально на лету. И есть ученики, которым этот же самый материал даётся с большим трудом. И таких детей достаточно много. Среди них есть и такие, которые проявляют активное нежелание учиться.
Какие задачи я ставлю перед собой
Много и таких детей, которые хотят учиться хорошо, стараются, прикладывают много усилий для того, чтобы быть успешными учениками, но у них практически ничего не получается. Чаще всего и их родители тоже заинтересованы в успехах своего ребёнка, пытаются ему помочь, поддерживают связь с учителями, но всё тщетно. Как учитель я всегда ставлю перед собой задачу – обеспечить необходимый минимум знаний, умений и навыков для слабоуспевающих детей и добиться возможного максимума для сильных. Это очень сложная задача, особенно её первая часть.
Как решить поставленные задачи?
В самом начале работы учителем я перепробовала все известные мне методы работы со слабоуспевающими учениками, много читала, много экспериментировала, стараясь научить таких детей. Однако, при колоссальных усилиях и больших временных затратах эффективность моей работы в этом направлении была крайне низкой. Иногда я уже сама начинала терять веру в то, что можно научить таких учеников. У меня буквально опускались руки после того, как вроде бы были использованы все методы объяснения и закрепления, задействованы все технические средства, имеющиеся в кабинете, а результат почти нулевой. Часть детей всё равно не усваивает учебный материал на должном уровне. Что касается дополнительных занятий после уроков, то я от них давно отказалась. Ничего, кроме вреда, они не приносят.
Но, тем не менее, для меня всегда вопросом номер один был вопрос оказания помощи детям, которым трудно учиться. Я для себя выработала такую позицию — если ты считаешь себя настоящим учителем, помоги ребёнку, которому учиться трудно. Возможно, это спорная позиция, но, тем не менее, в моей практике работы этот фактор доминирующий. А для того, чтобы помочь таким детям, надо найти причины, из-за которых нормальный здоровый ребёнок не может освоить предложенный для изучения материал. Где же они скрыты, причины, порождающие непонимание, неуспеваемость?
Есть свет в конце туннеля!
Разобраться с этой ситуацией мне помогла книга Кирилла Николаевича Волкова «Психологи о педагогических проблемах», вышедшая в издательстве «Просвещение» в 1981 году. В этой книге я нашла ответы на многие вопросы, и обнаружила научные подтверждения своим наблюдениям и экспериментам. Из этой же книги я получила информацию о теории поэтапного формирования умственных действий, которая стала «путеводной звездой» в моей работе. Как же я была благодарна автору этой книги! Я её зачитала буквально до дыр, на полях этой бесценной для меня книги везде были мои пометки. Я увидела, что есть свет в конце туннеля! Существует система, используя которую, процесс обучения можно сделать управляемым и результативным!
Как сделать процесс обучения управляемым
Давайте разберёмся, как работает эта система. Эта система основана на теории поэтапного формирования умственных действий Петра Яковлевича Гальперина. Для начала поговорим немного о терминологии.
«Умственные действия» — что это? Согласно теории умственные действия это действия человека, которые выполняются во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе на слышимую речь. К умственным действиям относится и умение считать, писать, решать задачи, выполнять различные математические преобразования. Иными словами, это все то, чему мы должны научить своих учеников. Без этого невозможно в принципе сформировать универсальные учебные действия, о которых говорится в ФГОС.
Для любого учителя очень важно уметь управлять процессом формирования этих умений, потому что именно это управление влияет на совершенствование обучения, его результативность и, как следствие, на ход умственного развития ребёнка. Иными словами — для того, чтобы работа учителя стала продуктивной, чтобы новые знания усвоили все учащиеся без исключения, надо организовать управление процессом усвоения знаний.
Сделать это несложно. Надо только учитывать, что усвоение знаний происходит не стихийно, а по определённым закономерностям. Именно эти закономерности были изучены и исследованы выдающимся советским психологом П.Я.Гальпериным. Он является автором нашей отечественной психологической теории усвоения. Теория Гальперина ответила на вопрос, как следует организовать обучение, чтобы новые знания усвоили все учащиеся без исключения.
Этапы процесса обучения
Само название этой теории, а оно звучит так – «Теория поэтапного формирования умственных действий» – говорит о том, с точки зрения психологии процесс усвоения, то есть становление какого-то нового умения, должен пройти несколько этапов.
Один из этапов — прослеживание чужого действия и восприятие. Это значит, что в самом начале изучения новой темы ученику надо предельно конкретно показать, чему он должен научиться и как это делать в совершенстве. То есть до изучения новой темы ребёнок должен чётко представлять две вещи. Первое — он должен понять, какой материал предстоит освоить. Второе – ученик должен осознать, как с этим материалом работать. Пока это всё должно быть на уровне восприятий, а не на уровне собственных действий.
Следующие этапы процесса усвоения и будут направлены на формирование собственных действий ученика с новым материалом. Это:
1. Мотивация
2. Ориентировка
3. Материализованное действие
4. Этап громкой речи
5. Действие во внутренней речи
6. Автоматизированное действие, то есть навык.
Надо сказать, что количество этапов и их состав с ходом развития теории менялся. Это вполне естественный процесс.
Я сейчас не буду останавливаться на характеристике каждого этапа. Это не является моей целью. Кроме того, вы с успехом можете найти необходимый материал самостоятельно. Мне хотелось бы сделать акцент на основных с моей точки зрения этапах теории П.Я. Гальперина, которые просто необходимы учителю математики. Это:
3) Действие в уме, иначе говоря, действие во внутренней речи.
А теперь я предлагаю Вам посмотреть запись вебинара, который я провела для учителей математики. На вебинаре рассматривается один из путей преодоления неуспеваемости по математике. Предлагаются конкретные рекомендации и показываются фрагменты реальных уроков с применением этих рекомендаций на практике.

очень нужна ссылка на тренажер по делению и умножению ! Нина Васильевна — пожалуйста !
Татьяна, вот ссылка на видео инструкцию для использования тренажёра «Таблица умножения, сложения, вычитания, деления»
Нина, огромное спасибо за сайт. Рекомендую теперь своим клиентам. Вы Учитель с Большой буквы. Успехов Вам. Рада знакомству. Вот что такое флешмоб!
Алла, большое спасибо за Ваш комментарий! Мнение практического психолога для меня очень важно. Я тоже рада знакомству! Обязательно загляну на Ваш сайт.