С чего начнём?
Начнём с ответа на вопрос «Как успешно обучать математике». Я вполне осознаю степень амбициозности заявленного. Но всё дело в том, что я действительно знаю, как это делать. И хочу поделиться этим опытом с Вами, уважаемый гость.
Результаты ЕГЭ по математике неутешительны. Многие выпускники не умеют работать с базовыми математическими понятиями, не умеют раскрывать скобки, производить действия с рациональными числами, решать текстовые задачи… . Мне удалось разработать такую методику, которая даёт очень хорошие результаты при формировании математической базы. Дочитайте эту заметку до конца и присоединяйтесь. Уверяю Вас, Вы не пожалеете!
Чтобы не быть голословной в самом конце этой страницы я разместила видеозапись фрагмента реального урока, который демонстрирует, как происходит отработка теории и практических навыков по одной из самых трудных тем курса математики «Действия с рациональными числами». Здесь очень хорошо видно, как дети говорят и решают.
А пока порассуждаем… . В начале учебного года перед каждым учителем стоят два основных вопроса: «Чему учить и как учить?» В школьной программе кроется ответ на первый вопрос. А вот ответить на второй вопрос сложнее. Или, может быть, нет? Как привлечь внимание всех детей? Как объяснить материал просто, доступно, понятным языком… ? Как сделать каждый урок ярким, запоминающимся? Какие технические средства использовать на уроке? А какие информационные технологии выбрать? И ещё множество подобных вопросов… .
А ради чего всё это?
Для того, чтобы дети усвоили материал, приобрели новые знания, умения и навыки. И как же бывает досадно, когда ты, кажется, всё предусмотрела, а должной отдачи нет. Не усвоили учащиеся материал так, как хотелось бы. Приходится объяснять вновь и вновь, а толку всё рано нет, хоть плачь.
Так в чём же дело?
А дело в том, что при подготовке я не предусмотрела самого главного. Обучение это двусторонний процесс. Учитель — учит, а ученик — учится, то есть усваивает знания. Я как учитель ставлю перед собой основную цель — научить. Для этого я тщательно готовлюсь к урокам, продумываю все свои действия, подбираю разнообразный дидактический и обучающий материал. Старательно готовлю различные информационные продукты и так далее. То есть всё для того, чтобы учить, у меня есть. Но это не является гарантией того, что я научу детей. Потому что при подготовке я не учла ребёнка, для которого всё это предназначено. Иными словами я для себя не ответила на вопросы «А как ребёнок будет учиться? Каким образом он будет усваивать знания?» Исходя из ответов на эти вопросы, я обязательно должна запланировать конкретные действия каждого ученика на уроке. Если процесс обучения будет построен по этой очень приблизительной схеме, то усвоение нового материала станет управляемым.
Усвоение знаний.
Усвоение знаний не происходит стихийно. Это очень глубокий и сложный процесс. Обратите внимание — я говорю именно процесс. В самом начале своей работы учителем я, к своему стыду, даже не подозревала о существовании такого процесса. Дети приобретают новые прочные знания по предмету только тогда, когда преподаватель строит свою работу на уроке с учётом закономерностей усвоения знаний.
Теория поэтапного формирования умственных действий.
Эти закономерности были выявлены и исследованы выдающимся советским психологом Петром Яковлевичем Гальпериным. Он является автором психологической теории усвоения, которая называется так — «Теория поэтапного формирования умственных действий». Поговорим немного о терминологии. Умственные действия это действия человека, которые выполняются во внутреннем плане сознания, без опоры на внешние средства, в том числе на слышимую речь. К умственным действиям относится и умение считать, писать, решать задачи, выполнять различные математические математические преобразования. То есть это всё то, чему учат в школе.
Само название этой теории уже говорит о том, что с точки зрения психологии процесс усвоения каких-то новых знаний должен пройти несколько этапов. И если эти этапы не реализованы, то приобретение осознанных и крепких знаний детьми становится проблематичным. Теория существует уже более пятидесяти лет. Но, к сожалению, она не получила должного распространения в нашей учительской среде. Одной из целей создания этого блога является привлечение внимания учителей к замечательной теории П.Я. Гальперина. Она реально помогает детям учиться, а учителям учить!
Зачем создан сайт
Дорогие друзья! На этом сайте я планирую размещать материалы по теме «Использование теории поэтапного формирования умственных действий на уроках математики». Это тема, которая прошла красной нитью через всю мою работу в классе с детьми.
Познакомившись в начале восьмидесятых годов с теорией П.Я. Гальперина и начав применять её положения в своей работе, я поняла, что это именно то, что надо учителю! За эти годы накопился значительный опыт, которым я хочу поделиться.
На сайте будут размещены текстовые материалы по теории, примеры использования её основных положений при разработке конкретных тем, конспекты, которые я разрабатываю для своих учеников, видеоуроки и многое другое… . При необходимости будут проведены вебинары, на которых я буду пошагово показывать и рассказывать, каким образом надо разрабатывать темы по математике так, чтобы их усвоил практически любой ученик.
Если Вам интересна эта тема и Вы хотите быть в курсе событий сайта, советую подписаться на рассылку. Для этого надо заполнит форму подписки, которая находится справа сверху от этого текста. До встречи, коллега!
А сейчас обещанный видеофрагмент с реального урока математики по теме «Действия с рациональными числами». Показана методика работы над теорией и её практическим применением. Отрабатываются алгоритмы сложения чисел с разными знаками и одинаковыми знаками, алгоритмы умножения и деления положительных и отрицательных чисел.
Здесь прослеживается лишь малая часть из множества методических приёмов, которые мне удалось создать с помощью теории П.Я. Гальперина. Огромный пласт этой интереснейшей работы остался за кадром.
Дочка пошла в школу и уже скоро нужно будет помогать с уроками, как хорошо, что есть подобные сайты. Спасибо Нина! Думаю, с подобными подсказками, у дочери проблем с математикой не будет)
Спасибо, Михаил! Успехов Вашей дочке!
Спасибо вам за драгоценную информацию!
Александр, большое спасибо за комментарий! Очень рада видеть Вас на сайте! Давно ничего не писала. Всё с силами собираюсь… .
Дорогая Нина Васильевна ! очень , очень понравилась таблица на умножение деление ., но ссылку не нашла . Сбросьте пожалуйста здесь . Буду очень благодарна !!!!
Татьяна, видео инструкция для использования тренажёра по таблице умножения, деления, сложения, вычитания здесь http://vebuchitel.ru/tablica-slozheniya-vychitaniya-umnozheniya-deleniya-2/
Нина Васильевна, спасибо вам за ваши труды! Я не педагог, но те моменты, которые вы освещаете у себя на сайте полезны не только на уроках математики! Моему сыну 4 года и есть приемы, которые я использую при общении с ним для того, чтобы он усвоил, а иногда просто услышал сказанные. Побольше нам таких учителей как вы!
Анна, большое спасибо за тёплые слова и комментарий! Я рада, что материалы сайта оказались полезными.
Сейчас размышляю над очень интересной информацией, касающейся Вашего общения с четырёхлетним сынишкой. Вы точно подметили — «просто услышал»! Слушать и слышать — совершенно разные вещи.
Вы — замечательная мама!
Удачи Вам и Вашему сыну!
Здравствуйте, Нина Васильевна! Давненько я в суете сентябрьских суматошных дней не заглядывала на сайт… А он обновился, пополнился новыми материалами!Спасибо Вам за неустанную работу!
Танечка, спасибо большое! Очень рада твоему комментарию! По мере сил и возможностей стараюсь пополнять сайт. Примерно через неделю планирую провести вебинар. Обязательно приглашу всех подписавшихся на рассылку. Учителя к тому времени немножко освободятся. Начало года это же всегда такая гонка. Удачи и успехов!
Уважаемая Нина Васильевна!
Пусть сопутствует Вам удача!
Какое же нужное и интересное дело Вы задумали!
Такая лёгкость и в тоже время логичность, последовательность и глубина изложения идей теории поэтапного формирования умственных действий! «На одном дыхании» прочитала все на сегодняшний день оформленные страницы, с сожалением отметив, что вот такой-то вот интересный «экскурс» в психологию уже закончился. Конечно же, будет продолжение! Будут поставлены вопросы, будут описаны сомнения, будут сделаны выводы, будут РЕЗУЛЬТАТЫ! Единомышленники наверняка есть — и они отзовутся! Спасибо Вам за такую тему и за такое начало! Как в лучшие студенческие годы вернулась!
Дорогая Лидия Николаевна!
Как я рада видеть Вас на сайте! Большое Вам спасибо за такие добрые слова! Я в самом начале пути, сомневалась — понадобится ли эта тема кому-нибудь или нет… Теперь вижу, что зря сомневалась. Очень благодарна Вам за напутствие, постараюсь оправдать Ваши надежды! С огромным уважением и признательностью! Всего Вам самого доброго!
Уважаемая Нина Васильевна! Вы правильно сделали акцент на то, что главная составляющая обучения — это то, как ученик будет усваивать знания. Что существуют определенные закономерности усвоения, о чем говорит теория Гальперина. Но сейчас так мало внимания уделяется методике обучения. А учителей «загрузили» другими проблемами. Судя по просмотренным видеоурокам, Вы глубоко изучили и успешно применяете на практике эту теорию. Посмотрев эти уроки,думаю, многие учителя заинтересуются теорией Гальперина и будут применять ее в своей практике так же успешно, как это удается Вам. Желаю Вам творческих успехов. Ждем записи новых тем!
Дорогая Галина Дмитриевна!
Очень рада видеть Вас на блоге! Большое спасибо за Ваш комментарий и пожелания! Готовлю к публикации следующую запись.
Приходите, буду рада видеть Вас снова!
Нина Васильевна, меня тоже очень интересует эта тема! Обязательно буду заходить на Ваш блог! Подписалась на рассылку.
Светлана, буду очень рада, если материалы блога окажутся для Вас полезными!