Продолжим разговор о том, как формировать и управлять процессом усвоения знаний. На мой взгляд, каждый учитель должен обязательно уметь это делать. В противном случае просто невозможно совершенствовать обучение и целенаправленно влиять на ход умственного развития ребёнка. Могут совершенствоваться программы, учебники, обновляться кабинеты, поступать новое оборудование…, но если практикуется методика преподавания, основанная на принципе «делай, как я», то результат будет нулевой.
Типичные ошибки учителей при объяснении новой темы
Давайте попробуем смоделировать самый обычный урок, на котором происходит изучение нового материала и его закрепление. Пусть, например, урок проходит по следующему сценарию. Учитель в той или иной форме знакомит учеников с теорией по новой теме, здесь же показывает ее применение на различных задачах и предлагает закрепить изученный материал.
Для этого приглашает к доске ученика, вероятнее всего, сильного. Тот, зачастую молча, выполняет упражнения по новой теме, большинство учащихся класса просто списывает готовое решение с доски. Осуществляется работа по принципу «делай, как я». Ценность такой работы, несмотря на верный ответ, ничтожно мала, так как не произошло собственной работы каждого отдельно взятого ученика с новым материалом, а значит, не произошло и его усвоения всеми учениками.
Эффективность уроков, проведённых по такой схеме, будет крайне низкой. Самостоятельно и безошибочно решать упражнения по новой теме смогут лишь отдельные учащиеся. Остальным потребуется систематическая помощь, которая далеко не всегда приводит к нужному результату.
А как же надо изучать новый материал?
Теория Гальперина ответила на вопрос как следует организовать обучение, чтобы новые знания усвоили все учащиеся без исключения. Для этого, прежде всего изложение теоретического материала по новой теме обязательно должно закончиться фиксацией основных его положений. Разберём этот момент подробнее.
Знакомство с теоретическим материалом по новой теме может проходить в самых разных формах. Это может быть и игра, и беседа, и лекция, и мозговой штурм и всё что угодно. Каких только методик сейчас не применяют учителя в своей работе! Может быть использована интерактивная доска, проектор, презентации, видео …. . Но результативность применения всех этих эффектных супернавороченных методик и инструментов будет крайне низкой, если в итоге не будет выработана ориентировка по изучаемой теме. В этом случае процесс обучения будет эффектным, но не эффективным.
Прозвучало ключевое слово – ориентировка. Это говорящее слово. Оно говорит само за себя. Ориентироваться в чём-либо, не блуждать в темноте, не действовать методом «тыка», методом «проб и ошибок», а действовать наверняка.
Итак, ориентировка это один из этапов теории усвоения. По-другому этот этап называется ориентировочная основа действия (ООД). Это самая главная часть любого действия. Согласно теории ориентировка это система условий, руководствуясь которыми ученик может сразу приступить к выполнению задания. Ориентировку для выполнения задания следует формировать тогда, когда ученик ещё не приступил к отработке нового для него действия. Но как раз этот момент часто упускается учителями из поля зрения. Между тем, именно здесь, в организации «пролога» действия и лежит ключ к решению важной педагогической задачи — обучению с самого начала безошибочному выполнению различных математических действий.
На практике очень часто формирование нового навыка пускается на самотек, по принципу «делай как я». Это приводит к появлению большого количества ошибок у подавляющего большинства детей, а некоторые из них совсем не приступают к заданию. Мы все знаем, как трудно проводить работу над ошибками. Это равносильно борьбе с ветряными мельницами. Сегодня мы поработали над какими — то ошибками, вроде все всё поняли, на следующий урок эти же ошибки появляются вновь и вновь. Это говорит о том, что они уже «укоренились», прочно вошли в сознание ребенка.
Чаще всего учителя склонны обвинять в этом учеников, их лень, нерадивость и прочее. Конечно, это тоже не исключается. Но в подавляющем большинстве случаев виноват все-таки учитель, его методические просчеты в начальный момент обучения новому математическому действию. Учитель обязательно должен уметь прогнозировать ошибки, предвидеть их и, самое главное, предупреждать их появление. Именно на это и должна быть нацелена ориентировка.
Раньше в работах многих исследователей звучала мысль о том, что ошибки – неизбежный спутник вновь формирующегося навыка. Однако анализ причин возникновения ошибок говорит о том, что ошибки появляются лишь тогда, когда учитель недостаточно проработал ориентиры для безошибочного выполнения какого-то действия, когда процесс формирования этого действия не контролируется и своевременно не корректируется учителем.
Разработка ориентировки
Разрабатывая ориентировку, учитель должен очень тщательно проработать материал, вычленить главное, существенное, отделить руководство к действию от второстепенных деталей и рассуждений. В итоге он должен разработать алгоритм, схему, краткую запись, конспект или какой-то другой продукт. Самое главное это должен быть хорошо продуманный инструмент, которым ученик мог бы воспользоваться сразу для выполнения упражнений. Этот инструмент и есть ориентировка.
Итак, подведём итоги. Если процесс обучения построен в соответствии с теорией П.Я. Гальперина, то после знакомства с новым материалом все ученики получают краткую схематическую запись этого материала, которая называется ориентировка. Каждому ребёнку понятен как смысл этой ориентировки, так и способы работы с ней.
Главное, чтобы каждый ученик без предварительного заучивания нового материала уже мог бы приступить к самостоятельной работе, опираясь на предоставленные в ориентировке записи.
В качестве примера ориентировки, которая разработана мной много лет назад, могу привести ориентировку по теме «Раскрытие скобок». А именно, раскрытие скобок, перед которыми стоит знак «плюс» или «минус».
- Алгоритм раскрытия скобок, если перед скобками стоит знак «+»
1) Этот знак «+» и скобки опускаем.
2) Переписываем все члены из скобок со своими знаками.
- Алгоритм раскрытия скобок, если перед скобками стоит знак «-«
1) Этот знак «-» и скобки опускаем.
2) Переписываем все члены из скобок с противоположными знаками.
Обратите внимание, что в этих алгоритмах абсолютно одинаковая структура построения. Их формулировки отличаются незначительно. Это отличие проявляется в ключевых моментах. Это очень важно для учеников. Им не приходится заучивать и разбираться с абсолютно разными по компоновке и содержанию правилами. Хотя эти правила касаются практически одинаковых ситуаций.
Алгоритмы, которые записаны выше, очень функциональны, они работают для любого состава класса. Их эффективность подтверждена моим сорокалетним опытом работы в школе. Кроме того, я постоянно делюсь наработанными материалами с коллегами. Этот материал обычно бывает востребованным, чему я очень рада.
Для получения более подробной информации о составлении ориентировки и организации работы с ней советую записаться на вебинар, на котором я буду рассказывать и показывать на конкретных темах как работает вся эта система.
Чтобы я могла сообщить Вам о времени и месте проведения вебинара, оставьте мне адрес Вашей электронной почты. Это можно сделать, заполнив форму подписки, расположенную на этой странице справа сверху. Введите с клавиатуры в эту форму Ваше имя, e-mail и нажмите кнопочку Подписаться.
Советую Вам посмотреть запись моего вебинара, на котором я всё очень подробно рассказываю и показываю на примере фрагментов реальных школьных уроков математики.
Второй необычайно важный этап процесса усвоения знаний, о котором мы обязательно должны поговорить – этап громкой речи. Без этого этапа полноценный контроль за усвоением нового материала невозможен. Но об этом в следующей статье.
Уважаемый читатель! Меня очень интересует Ваше мнение об этом материале. Всё ли понятно, нужны ли дополнительные пояснения или примеры. Возможно, у Вас возникли какие-то вопросы или предложения. Или Вы используете какую-то иную методику, поделитесь. Напишите, пожалуйста, в комментариях, я с удовольствием на них отвечу.
