Итак, ориентировка выработана! Каждый ученик понимает, какой новый материал он должен освоить и какие шаги для этого он должен предпринять. Теперь можно переходить ко второму этапу усвоения, а именно, к самостоятельной работе с материалом.
Для этого учитель заранее подбирает комплект заданий по изучаемой теме, который предлагается детям. При выполнении заданий каждый ученик самостоятельно отрабатывает именно те шаги, которые были даны в ориентировке. Ориентировка находится у ребёнка перед глазами. Она выполняет роль легальной шпаргалки.
Задания каждый ученик выполняет самостоятельно. Но это вовсе не означает, что действия ученика выпадают из поля зрения учителя. Самостоятельная работа учащихся на уроке организуется таким образом, чтобы учитель имел возможность проконтролировать ход выполнения каждой операции каждым учеником.
Это возможно только в том случае, если каждый свой шаг ученик будет громко
проговаривать. Ни в коем случае нельзя разрешать детям на этом этапе работать молча, т.е. «в уме». Поэтому этот этап усвоения называется «этап громкой речи».
П.Я. Гальперин настоятельно рекомендует организовывать самостоятельную работу с материалом на втором этапе вслух, т.е. каждый свой шаг ученик должен проговаривать в соответствии с «ориентировкой». С помощью этого технологического приёма учитель получает возможность проконтролировать и ход мысли ученика, и формирование навыка работы с новым материалом.
Поэтому второй этап усвоения имеет и другое название — этап подконтрольного оперирования. Это очень важно. Видеть, как формируется навык и своевременно его корректировать, направлять в нужное русло.
Я понимаю, уважаемый читатель, что у Вас возникли вопросы по организации этого процесса на уроке в реальном классе. Как это делается на практике можно посмотреть на примере изучения темы «Раскрытие скобок». Сейчас я готовлю этот материал к публикации.
А чтобы увидеть как это происходит, я советую Вам посмотреть запись моего вебинара, на котором я очень подробно всё рассказываю и показываю на конкретных темах.
Громкоречевой этап это необычайно важный этап в процессе усвоения, пропускать его ни в коем случае нельзя. В исследованиях психологов было установлено, что пропуск при обучении громкоречевого этапа вызывает увеличение числа ошибок в 3 — 4 раза по сравнению с группой детей, которая прошла через все этапы. Этот наш учительский просчет вызывает массу трудностей у детей. Особенно это касается тех учеников, кому учёба даётся с большим трудом.
В ходе выполнения нескольких заданий в подконтрольной форме ученик в основном запоминает все то, на что ему необходимо опираться, работая с изучаемым материалом. После этого он может работать, не заглядывая в фиксированный на этапе «ориентировки» основной материал.
Значит, от «легальной шпаргалки», которой ему разрешалось пользоваться на этапе подконтрольной работы, можно и необходимо отказаться. Но делать это надо постепенно. Поэтому последний этап усвоения получил название постепенное снятие контроля и переход к действию «в уме».
На этом этапе громкоречевое действие преобразуется в речь про себя, т.е. во внутреннюю речь и далее в сформированное умственное действие. В результате появляется «навык». Это понятие из всем известной категории «ЗУН» (знания, умения и навыки).
Внутренняя речь в значительно меньшей степени поддается контролю и управлению. Однако правильная организация предшествующих этапов в значительной мере гарантирует успешность и безошибочность дальнейшего формирования умственных действий.
Еще раз хочу подчеркнуть, что все три этапа теории Гальперина являются обязательными для успешного обучения, ни один из них пропускать нельзя. Особенно это актуально при работе со слабоуспевающими детьми.
Учителя очень часто опускают второй этап — этап громкой речи. В то время как громкоречевой этап есть не только психологическая реальность, но и обязательный этап процесса обучения. В данном случае речь должна стать отражением мысли ученика. Нет мысли – нет речи. Нет речи – нет мысли.
Речь ученика при выполнении задания является громкой не только по форме, но и по своей функции. По сути это речь, обращённая к другому человеку. В речи должно быть выражено сообщение о каком-то действии, которое делает ученик. Эта сторона речи очень важна. Ей нужно специально обучать.
Не могу удержаться от цитирования Петра Яковлевича Гальперина. Я недавно выписала его работу «Психология» (4 лекции по психологии). Это знаменитые лекции, которые читались на философском факультете МГУ в декабре 1972 года. Именно в этих лекциях сформулированы основные понятия теории П.Я. Гальперина, над которыми он интенсивно работал в предшествующие годы.
В четвёртой лекции он отмечает: «… каждый, кто работал с людьми, знает, что сплошь и рядом человек рассказывает хотя и правильно, но с большими пробелами или вообще рассказывает что-то такое, что с этим действием никак не связано, т.е. очень часто наблюдается несоответствие действия и речи.»
Это в полной мере относится и к нашим ученикам. Дети не могут внятно объяснить, что они делают. Им гораздо проще и комфортнее молча что-то писать, решать… На просьбу прокомментировать решение чаще всего можно услышать озвучивание того, что написано на доске. Печально…
Мы часто сетуем, что дети не умеют говорить, не могут выразить свою мысль и опять — таки обвиняем в этом самих учеников. А искать причины этого неумения детей надо в своей собственной несовершенной методике. Не уповать в этом на учителей русского языка и литературы.
Грамотной, строго выверенной математической речи учеников должен учить математик. Сделать это можно, дети обязательно будут давать аргументированные, доказательные ответы, не исключая , конечно, и слабоуспевающих.
Достаточно часто, после посещения моих уроков, учителя отмечают, что дети у меня говорят. Затем обязательно следует вопрос — как я этого добиваюсь? Ответ простой — работаю, применяя на практике теорию П.Я. Гальперина. Она реально помогает и при работе над крупными вопросами и при отработке очень мелких деталей.
