Пётр Яковлевич Гальперин

  Автор:
  356
Гальперин П.Я.
Пётр Яковлевич Гальперин 1902-1988

Пётр Яковлевич Гальперин выдающийся советский психолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1980), доктор психологических наук (1965), профессор 1967).

Пётр Гальперин родился 2 октября 1902 года в Тамбове. Его отец был очень известным врачом, который передал сыну свою любовь к знаниям.  Мать погибла в автокатастрофе, когда мальчику  было всего 15 лет. В 1926 году Пётр Яковлевич вместе со своей женой, Тамарой Мерзон, окончил Харьковский медицинский институт. По окончании института работал в Украинской психоневрологической академии.  Одновременно занимался педагогической работой в Харькове и Донецке.

Война и начало истории создания теории П.Я. Гальперина

В годы войны, в 1941—1943 гг., служил начальником лечебной части Кауровского восстановительного госпиталя в Свердловской области. Здесь на излечении находились бойцы, утратившие в результате контузии простейшие навыки. Они забыли как расчесываться, писать письма, как держать ложку и т.д. Сотрудниками этого госпиталя стали такие талантливые психологи школы Л.С. Выготского как А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия и другие. Перед учёными была поставлена задача разработать эффективную методику реабилитации раненых бойцов. Эта задача была блестяще решена. В результате наблюдения за тяжелоранеными им удалось разработать методику  обучения двигательным и прочим навыкам. Это позволило за короткий промежуток времени возвратить к полноценной жизни многих бойцов.

Как это работает?

Попробуем разобраться, как это делалось. Это необходимо сделать потому, что точно такие же принципы были положены в основу успешного обучения учеников в школе. Как, например, учили писать. Для того, чтобы карандаш оставлял какие-то следы на бумаге,  требуется нажимать на него с определённой силой. Учёные научились быстро, с помощью простейших приборов объяснять больным, в каком случае они смогут что-то написать. Для этого к каждому пальцу руки подключали специальные датчики, которые фиксировали  мышечные усилия и передавали их на стрелки приборов. Больному говорили, что если стрелка находится в вертикальном положении, то вы сможете что-то написать. А если стрелка отклонялась от вертикального положения, то написать ничего нельзя.  В свою руку  вкладывали руку больного, водили ручкой по бумаге и следили за стрелочкой. Достаточно было всего нескольких занятий, чтобы утраченный навык восстановился. После этого больные начинали писать самостоятельно без всяких стрелочек.  Можно было бы, конечно,  учить писать по традиционной методике - так, как учат писать малышей. Но на это потребовалось бы гораздо больше времени и усилий.

Научное открытие

Таким образом, научным сотрудникам этого госпиталя удалось разработать совершенно новую методику обучения. Она основана не на традиционной методике "делай как я", а на определённых ориентирах (стрелочка и прочее). Эти ориентиры указывают, в каком  направлении должен двигаться обучаемый. Прозвучало ключевое слово "ориентиры". Именно оно является определяющим в теории поэтапного формирования умственных действий.

Переход в МГУ и новые задачи

В 1943 году Петра Яковлевича приглашают работать на кафедру Московского государственного университета. К этому времени он уже начинает думать над возможностью применения разработанной методики для обучения детей в школе. П.Я. Гальперин  пытается найти теоретическое решение практических задач, стоящих перед всеми педагогами. А именно - как обучать учеников проще, быстрее и эффективнее. Как добиться реального  управления процессом обучения. Прошли годы,  до предела заполненные раздумьями, экспериментами, проверками гипотез и предположений. Результатом этого титанического труда явилась работа, которую называют теорией поэтапного формирования умственных действий.

Поддержка верных учеников и соратников

Нина Фёдоровна Талызина

В научном сообществе эта теория была признана далеко не сразу. В самом начале, когда теория была только сформулирована, многие психологи её как бы не замечали. Очень много для разработки, уточнения отдельных положений теории и для её популяризации сделала ученица П.Я. Гальперина, профессор МГУ,  Нина Фёдоровна Талызина. Благодаря её усилиям эта теория признана во всём мире. В 1988 году Петра Яковлевича не стало. Но теория, созданная им, продолжает развиваться и углубляться его учениками и единомышленниками. Закономерности теории широко используются в самых разных областях российской и зарубежной психологии.

Значение теории Петра Яковлевича Гальперина

Значение теории П.Я. Гальперина состоит в том, что с её помощью учитель особым образом организует процесс обучения, его работа становится более эффективной. При этом отметается много бесполезных, рутинных действий, занимающих львиную долю времени учителей. А знания учащихся формируются за более короткий промежуток времени.

В следующих статьях Вы можете увидеть, каким образом теория П.Я. Гальперина поможет лично Вам более эффективно обучать детей. Эти статьи одинаково полезны и учителям, и родителям, которые хотят помочь своему ребёнку в обучении.

4 декабря 2014 года состоялся бесплатный вебинар для учителей математики "Теория Гальперина в работе учителя математики". На нём были рассмотрены конкретные методические рекомендации по изучению базовых тем математики с использованием теории Петра Яковлевича Гальперина. Запись этого вебинара посмотрите на этой странице.

Продолжение

 

Интересная статья? Поделитесь ею с друзьями!
Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук